Приемы и правила вращения руля. Виды «руления»

Статьи
В этом уроке мы рассмотрим: три вида руления, положение рук на руле и с каким усилием держать руль, положение и действие левой ноги, скоростной способ вращения руля, упражнения «Вращение руля» и «Вращение руля одной рукой», типичные ошибки

В различных дорожных условиях водители применяют разные приемы поворота рулевого колеса, также их называют виды «руления».

Три вида руления

  1. Выравнивающее руление (без перехвата руля)
  2. Плавное руление с перехватами при поворотах автомобиля
  3. Скоростное руление, используется для прекращения заноса автомобиля или применяют для маневрирования в ограниченном пространстве

Приемы и правила вращения руля. Виды «руления»Выравнивающее руление, как правило, выполняется без перестановки рук, используется при объезде различных помех и неровностей дорожного покрытия, а также выравнивания траектории движении автомобиля в нужном направлении.

Различные повороты проходят, выполняя плавное руление с перехватом. Количество перехватов зависит от угла поворота и его радиуса. Скорость вращения руля необходимо соизмеряться со скоростью движения автомобиля.

Внимание! На выходе из поворота отпускать рулевое колесо для возврата его в исходное положение недопустимо.

Скоростное руление используется при маневрировании в ограниченном пространстве и экстренном маневрировании (занос автомобиля). Поворот рулевого колеса осуществляется быстро двумя руками с перехватами. Скоростной способ характеризуется высокой скоростью поворота руля (примерно в 3-5 раз быстрее плавного, (не менее 2 оборотов в 1 сек).)

Положение рук на руле

Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Левая рука должна находиться в зоне от 10 до 9 часов, а правая – соответственно от 2 до 3 часов ( условно, если принять руль за циферблат часов )

Захват руля

Существует два вида захвата руля закрытый и открытый.

Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля.

Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить » чувство руля», что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.

С каким усилием держать руль

Теперь о том, как держать руль, т. е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.

Положение и действие левой ноги

Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали на специальной подставке для ноги. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.

У левой ноги есть важная задача, закрепить ваше тело в сидении, чтобы при вращении руля и совершении маневров в дальнейшем Вас не кидало в сидении из стороны в сторону, и Вы сидели как влитые. Для этого пред началом каждого вращения руля необходимо с небольшим усилием упереться левой ногой в подножку, на которой она стоит, а спиной немного упереться в спинку сидения. Таким образом, ваше тело будет «закреплено» в сидении, а руки смогут свободно вращать руль с любой скоростью.

Скоростной способ вращения руля

Этот способ вращения руля практически универсален и может использоваться, как для прохождения поворотов любого радиуса, так и стабилизации автомобиля в экстремальных ситуациях. Разница лишь в скорости вращения руля в стандартной ситуации Вы вращаете руль в среднем темпе, а в экстремальной быстро. Данный способ вращения руля позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовым способом вращения руля.

Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской используя устойчивые домкраты или установить под передние колеса вращающиеся диски для занятия фитнесом, чтобы исключить трение колес об асфальт.

При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180 градусов, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.

Упражнение «Вращение руля»

  1. Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая — 10-9, правая — 2-3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.
  2. Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на 11-12, а левая продолжает вращение до 5.
  3. Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11-12 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11-12.
  4. При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая — 10-9, правая -2-3, до того момента, когда правая приблизится до 12-1, а левая до 7.
  5. Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 12-1 соответственно.

Внимание! Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.

Сначала научитесь вращать руль медленно на один оборот, затем два оборота, и в заключении от упора до упора, пока надежно не освоите методику перехвата.

После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.

Упражнение «Вращение руля одной рукой»

  1. При повороте руля налево левая рука – с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.
  2. При повороте руля направо левая рука – с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.

Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12)рукой.

Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.

На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой.

Внимание! После приобретения начальных навыков вращения руля следует перестать смотреть на руль.

Типичные ошибки

  • скорость вращения руля неравномерна
  • нарушения координации (руки заплетаются)
  • одна рука работает активнее, чем другая
  • захват обода руля изнутри или за спицы
  • при перехвате захват обода сопровождается ударом
  • задержка рулевого колеса в крайних положениях при изменении направления вращения
Рекомендовать другу
Сергей Савченко

Частный автоинструктор, инструктор по вождению автомобиля, создатель уникальной системы интенсивной подготовки и обучения водителей

Оцените автора
Автоинструктор
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.