В различных дорожных условиях водители применяют разные приемы поворота рулевого колеса, также их называют виды «руления».
Три вида руления
- Выравнивающее руление (без перехвата руля)
- Плавное руление с перехватами при поворотах автомобиля
- Скоростное руление, используется для прекращения заноса автомобиля или применяют для маневрирования в ограниченном пространстве
Выравнивающее руление, как правило, выполняется без перестановки рук, используется при объезде различных помех и неровностей дорожного покрытия, а также выравнивания траектории движении автомобиля в нужном направлении.
Различные повороты проходят, выполняя плавное руление с перехватом. Количество перехватов зависит от угла поворота и его радиуса. Скорость вращения руля необходимо соизмеряться со скоростью движения автомобиля.
Внимание! На выходе из поворота отпускать рулевое колесо для возврата его в исходное положение недопустимо.
Скоростное руление используется при маневрировании в ограниченном пространстве и экстренном маневрировании (занос автомобиля). Поворот рулевого колеса осуществляется быстро двумя руками с перехватами. Скоростной способ характеризуется высокой скоростью поворота руля (примерно в 3-5 раз быстрее плавного, (не менее 2 оборотов в 1 сек).)
Положение рук на руле
Основное правильное положение рук на руле строго симметричное. Левая рука должна находиться в зоне от 10 до 9 часов, а правая – соответственно от 2 до 3 часов ( условно, если принять руль за циферблат часов )
Захват руля
Существует два вида захвата руля закрытый и открытый.
Закрытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой находится внутри обода, что хват позволяет вам в любое время приложить максимальное усилие и остановить непроизвольное вращение руля.
Открытый, когда четыре пальца охватывают его снаружи, а большой упирается в обод, что позволяет повысить » чувство руля», что повышает вашу безопасность при движении на высокой скорости на прямолинейной траектории автомобиля.
С каким усилием держать руль
Теперь о том, как держать руль, т. е. об усилии, с которым надо сжимать обод руля. Образно говоря, его надо держать, как маленькую птичку, стараясь не задушить ее и не позволить ей улететь. К сожалению, новички часто сжимают руль, что называется мертвой хваткой. Однако так не следует поступать, только в случае крайней необходимости при движении по неровным дорогам или в критической ситуации, например, при проколе шины переднего колеса. Поэтому водитель должен быть готов к тому, чтобы в любой момент приложить все силы и суметь удержать руль в критической ситуации.
Положение и действие левой ноги
Правильная посадка водителя определяет и правильное положение ног на педалях управления. Левая нога, управляющая педалью сцепления, обычно располагается левее педали на специальной подставке для ноги. Правая нога, управляющая педалью газа и педалью тормоза, располагается напротив педали тормоза с опорой на пятку.
У левой ноги есть важная задача, закрепить ваше тело в сидении, чтобы при вращении руля и совершении маневров в дальнейшем Вас не кидало в сидении из стороны в сторону, и Вы сидели как влитые. Для этого пред началом каждого вращения руля необходимо с небольшим усилием упереться левой ногой в подножку, на которой она стоит, а спиной немного упереться в спинку сидения. Таким образом, ваше тело будет «закреплено» в сидении, а руки смогут свободно вращать руль с любой скоростью.
Скоростной способ вращения руля
Этот способ вращения руля практически универсален и может использоваться, как для прохождения поворотов любого радиуса, так и стабилизации автомобиля в экстремальных ситуациях. Разница лишь в скорости вращения руля в стандартной ситуации Вы вращаете руль в среднем темпе, а в экстремальной быстро. Данный способ вращения руля позволяет поворачивать руль в 3-5 раз быстрее, чем силовым способом вращения руля.
Отработку приемов вращения руля удобно проводить на автомобиле с вывешенной передней подвеской используя устойчивые домкраты или установить под передние колеса вращающиеся диски для занятия фитнесом, чтобы исключить трение колес об асфальт.
При скоростном способе вращения руля руки действуют поочередно, и поворот руля производится на 180 градусов, что позволяет быстро поворачивать руль на большие углы.
Упражнение «Вращение руля»
- Начальная фаза вращения руля скоростным способом при повороте направо осуществляется двумя руками из положения левая — 10-9, правая — 2-3, до того момента, когда левая приблизится до 11, а правая до 5.
- Затем правая рука отпускает руль и готовится к перехвату на 11-12, а левая продолжает вращение до 5.
- Как только левая рука приготовится отпускать руль, правая рука делает перехват на 11-12 и вращает опять до 5, после перехвата левая рука отпускается и готовится к перехвату на 11-12.
- При повороте руля налево осуществляется двумя руками из положения левая — 10-9, правая -2-3, до того момента, когда правая приблизится до 12-1, а левая до 7.
- Затем правая рука вращает руль до 7, а левая готовится к перехвату на 12-1 соответственно.
Внимание! Вращение руля должно быть плавным без остановок. Захват обода не должен сопровождаться ударом. Кисть руки в мгновение захвата движется по дуге со скоростью руля.
Сначала научитесь вращать руль медленно на один оборот, затем два оборота, и в заключении от упора до упора, пока надежно не освоите методику перехвата.
После отработки навыка вращения руля скоростным способом двумя руками рекомендуется освоить приемы поворота руля одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти и без переката. Эти способы используются при движении автомобиля задним ходом.
Упражнение «Вращение руля одной рукой»
- При повороте руля налево левая рука – с 12 поворачивает до 7, а затем, разжимая пальцы и продолжая вращение, осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 5, и продолжает вращение руля до 12.
- При повороте руля направо левая рука – с 12 поворачивает до 5, а затем осуществляет перекат через тыльную сторону кисти и перехват на 7, и продолжает вращение до 12.
Эти же приемы отрабатывают правой (12-5-7-12) и левой (12-7-5-12)рукой.
Упражнения делают сначала медленно в строгом соответствии с указанной схемой, постепенно увеличивая темп вращения руля.
На начальном этапе допускается смотреть на постановку рук на руле; когда же обучаемый усвоит правильный перехват руля, в дальнейшем контроль перехвата взглядом следует считать ошибкой.
Внимание! После приобретения начальных навыков вращения руля следует перестать смотреть на руль.
Типичные ошибки
- скорость вращения руля неравномерна
- нарушения координации (руки заплетаются)
- одна рука работает активнее, чем другая
- захват обода руля изнутри или за спицы
- при перехвате захват обода сопровождается ударом
- задержка рулевого колеса в крайних положениях при изменении направления вращения