Как правильно тормозить на автомобиле

Статьи

Одним из важнейших приемов управления автомобилем является торможение — своевременная остановка машины. И от того, как водитель умеет выполнять этот прием, зависит безопасность участников дорожного движения.

Для снижения скорости движения бывает достаточно отпустить педаль газа.

Если необходимо быстрее остановить автомобиль или уменьшить скорость, эффективно тормозить двигателем, включив более низкую передачу. Тормозящее действие от двигателя равномерно распределяется между ведущими колесами, снижая вероятность бокового заноса, что очень важно на скользкой дороге.

Если и этого недостаточно, используют рабочую тормозную систему автомобиля.

Каждый водитель должен знать полный остановочный путь своего автомобиля в зависимости от дорожных и погодных условий, скорости автомобиля.

Остановочным путем называют расстояние, которое пройдет автомобиль с момента обнаружения опасности водителем до полной остановки автомобиля.

Остановочный путь делится на три части:

  • путь за время реакции водителя
  • путь за время срабатывания тормозов
  • путь с момента начала торможения до полной остановки автомобиля (тормозной путь)

Формула тормозного пути

Полный остановочный путь зависит от состояния тормозов, дороги, скорости движения, массы автомобиля и мастерства водителя. Определить приблизительно остановочный путь в метрах на сухом покрытии можно, по формуле:

(U/10)*(U/10)

например, при скорости 90 км/час тормозной путь будет равен 81 метру (90/10 * 90/10 = 9*9 = 91 м), 70 км/час = 49 м, 50 км/час = 25 м, 40 км/час = 16 м, 30 км/час = 9 м, 20 км/час = 4 м.

U — скорость автомобиля в км/час

На скользком покрытии остановочный путь увеличивается более чем в 4 раза.

Есть и другие формулы для расчёта тормозного пути автомобиля:

S =V2/2μg

μ — это показатель сцепления
g — 9,81 м/с (значение ускорения свободного падения)
V — это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в м/с)

S=Кэ*V*V/(254*Фс)

Фс — это коэффициент сцепления транспортного средства с дорожным покрытием
V0 — это скорость транспортного средства в начале торможения (указывается в км/ч)
Кэ — это действительный тормозной коэффициент
S — это тормозной путь (указывается в метрах)

Виды эффективного торможения

Кроме формулы водителю необходимо знание эффективных приемов торможения и умение их применять в различных ситуациях. Существует два вида торможения — служебное и экстренное.

Служебное торможение (плавное) производится с замедлением менее 3 м/сек, для остановки в заранее намеченном месте. Торможение всегда производится заранее, с прогнозом интенсивности замедления автомобиля.

Экстренное торможение (резкое) производится с замедление до 8 м/сек, и используется для остановки автомобиля внезапно, в случае возникновения опасности столкновения с другим транспортным средством или наезда на пешехода или препятствие.

Способы торможения

Различают непрерывный, прерывистый и ступенчатый способы торможения. При любом из них максимальное замедление достигается на грани блокировки колес. Водитель должен научиться тормозить без блокировки колес, для этого необходимо освоить все способы торможения на дорогах с различным покрытием и в разных погодных условиях.

При непрерывном способе торможения водитель нажимает один раз на педаль тормоза, плавно и постепенно увеличивая усилие, и уменьшает его непосредственно перед полной остановкой.

При прерывистом способе торможения водитель плавно нажимает на педаль тормоза до границы блокировки колес и полностью отпускает педаль, и так несколько раз до полной остановки автомобиля.

При ступенчатом способе торможения водитель также несколько раз нажимает на педаль тормоза до границы блокировки колес, но не отпускает ее полностью, а лишь слегка ослабляет давление на педаль, и так до полной остановки автомобиля.

При выполнении любого вида торможения, можно использовать тормозящий эффект двигателя автомобиля. Торможение двигателем особенно эффективно при движении на мокрой или скользкой дороге, а также на длинном крутом спуске.

В любой дорожной ситуации перед началом торможения водитель должен оценить обстановку сзади и, если необходимо, предупредить следующих сзади водителей несколько раз слегка нажав на педаль тормоза перед началом торможения.

Внимание! Ежедневно перед выездом на автомобиле на дорогу, водитель должен проверять эффективность работы тормозной системы.

Рекомендовать другу
Сергей Савченко

Частный автоинструктор, инструктор по вождению автомобиля, создатель уникальной системы интенсивной подготовки и обучения водителей

Оцените автора
Автоинструктор
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.