Каждый водитель может стать участником дорожно-транспортного происшествия (ДТП), поэтому, кроме порядка действий после аварии в соответствии с ПДД, водителю необходимо знать общие правила построения взаимоотношений с инспектором дорожно-постовой службы (ДПС) и другими участниками ДТП, а также порядок оформления документов ДТП и возмещения ущерба.
Очень часто водитель, ставший участником ДТП, не знает прав, предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют: пишет объяснение под диктовку инспектора ДПС и подписывает протоколы и схемы, не ознакомившись с их содержанием, надеясь на добропорядочность и компетентность инспектора.
Когда же материал по ДТП поступает в группу разбора административных правонарушений или отдел дознания, водитель неожиданно для себя обнаруживает, что написанное не в полной мере соответствует действительности — место наезда или столкновения указано неправильно, в рапорт внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые свидетельствуют не в пользу водителя.
Адвокат в данной ситуации вряд ли поможет — «дело» уже сделано.
Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволит ему избежать подобных неприятностей. Несмотря на стресс, вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям очень внимательно и ответственно.
Совет первый
После аварии нужно сразу включить аварийную сигнализацию и обозначить место аварии. Выяснить, не пострадал ли кто-нибудь, и нужна ли медицинская помощь. Вызвать сотрудников ДПС для оформления происшествия.
Не пытайтесь что-либо изменить в обстановке ДТП. Наоборот, примите все меры к наиболее полному фиксированию всех следов. Если есть возможность, возите с собой фотоаппарат. Сразу после аварии сделайте несколько снимков, фиксирующих положение столкнувшихся автомобилей относительно дорожной разметки и хорошо видимых окружающих ориентиров.
Фотографии с места ДТП позволят вам защититься от необоснованных обвинений
Если на ваших глазах другой участник ДТП пытается что-либо изменить в обстановке (убирает или сдвигает автомобиль, прячет вещественные доказательства, стирает следы торможения и т. п.) попытайтесь обозначить первоначальное расположение предметов.
Совет второй
Ищите свидетелей. Для установления причин аварии и для выявления виновного очень важны показания очевидцев. Свидетельские показания — на первый взгляд даже самые незначительные — могут иметь большую ценность.
Имейте в виду, что свидетелем является любой гражданин, имеющий сведения по интересующему делу. Свидетелями могут быть водители и пассажиры автомобилей, прохожие. Запишите их данные : ФИО, адрес, номер телефона.
Совет третий
Не соглашайтесь на предложение другого участника ДТП не вызывать сотрудников ДПС. Даже если вам обещают возместить ущерб и предлагают оставить в залог документы. Помните, что восстановление документов будет стоить гораздо дешевле, чем возмещение ущерба. А потом виновник аварии просто заявит, что знать вас не знает, а документы он недавно потерял.
Внимание! Нередки случаи мошенничества, когда кто-то специально провоцируют аварию и просят не вызывать сотрудников ДПС, чтобы потом сделать водителя объектом шантажа и вымогательства.
Совет четвертый
Если ущерб незначительный и вы решили не вызывать сотрудников ДПС на место происшествия, а явиться в подразделение ДПС самостоятельно, необходимо составить схему ДТП в двух экземплярах — по одному на каждого водителя.
При составлении схемы ДТП в ней указываются точные результаты измерений расположения транспортных средств после происшествия, производится их привязка к стационарным объектам, дорожным или иным сооружениям, элементам дороги.
Схема должна фиксировать также примерное положение автомобилей и пешеходов перед происшествием, а также траекторию их движения, следы, определяющие характер взаимодействия транспортного средства с препятствием или другим автомобилем при ударе и после него, следы торможения, заноса или опрокидывания.
Кроме этого, необходимо зафиксировать эти факты в описании ДТП в той последовательности, в какой они излагаются при составлении протокола осмотра места происшествия. В описании необходимо отметить :
- место столкновения относительно проезжей части с указанием геометрических размеров (расстояний); видимость и обзорность с места водителя ( если происшествие произошло в темное время суток, то необходимо отметить видимость дорожного полотна и препятствия с места водителя при освещении автомобильными световыми приборами)
- интенсивность и характер движения других транспортных средств и пешеходов; наличие неподвижных препятствий
- наличие дорожных знаков, зоны их действия, расположение и видимость при движении транспортного средства
- для характеристики дорожных условий фиксируют тип покрытия проезжей части (асфальт, бетон, грунт)
- качество покрытия (ровная поверхность, наличие выбоин или других дефектов, их расположение)
- состояние покрытия ( сухое, мокрое, гололед)
- наслоения на дорожном покрытии ( грязь, песок, гравий, масло)
- уклон и криволинейность дороги
- ориентацию дороги по отношению к населенным пунктам
- ширину проезжей части, правой и левой обочин; количество полос и рядность движения, разметку проезжей части
- форму перекрестка, его размеры и значимость дорог
- наличие кюветов, газонов, бордюрных камней, тротуаров, пешеходных дорожек и т. п.
- наличие светофоров цикл их работы, исправность и видимость сигналов
Схема должна обеспечить правильное воспроизведение ситуации ДТП при проведении следственного эксперимента, если будет необходима повторная экспертиза.
На каждом экземпляре должны быть указаны полные данные водителей: ФИО, адрес, номер телефона, а также стоять подписи водителей. На следующий день целесообразно явиться в подразделение ДПС и написать заявление о ДТП.
Официально зарегистрированное происшествие дает вам законный рычаг воздействия на виновника ДТП для возмещения причиненного ущерба.
Совет пятый
Никогда на месте происшествия не давайте письменных обязательств (расписок) о том, когда и в каком размере вы будете возмещать причиненный ущерб пострадавшей стороне.
Совет шестой
Если сотрудники ДПС предлагают вам не оформлять происшествие, а разобраться самим, отвечайте категорическим отказом.
Совет седьмой
Как можно серьезнее и ответственнее относитесь к составлению сотрудниками ДПС на месте ДТП первоначальных документов. Внимательно читайте их перед тем, как соберетесь подписывать. В случае несогласия с данными, занесенными в документы, либо с использованными формулировками пишите свои замечания.
Совет восьмой
Находясь в стрессовом состоянии на месте аварии, трудно объективно оценить предшествующие ей свои действия. Кроме того, можно оказаться под психологическим давлением другого участника аварии и поддаться на его убеждение в вашей виновности.
Поэтому, если вы чувствуете себя неуверенно, лучше не сообщайте никаких сведений о происшествии, кроме своих анкетных данных. Скажите, что вы не в состоянии сейчас давать показания, а сообщите их позже, когда придете в себя, например, на следующий день.
Давать показания ваше право, а не обязанность.
Совет девятый
Прежде чем составить собственноручное объяснение, тщательно продумайте каждое слово и фразу. Помните, что любая неточность или фраза, допускающая двойную трактовку, может быть использована против вас.
Совет десятый
Обратитесь к независимым компетентным специалистам (юристам, автоэкспертам), которые помогут вам разобраться в происшествии. Может быть, что виноваты не вы, а другая сторона, или присутствует обоюдная вина.
Совет одиннадцатый
Не вступайте в пререкания с сотрудниками ДПС. Незаконные действия сотрудников ДПС могут быть обжалованы позднее в прокуратуре.
Совет двенадцатый
После оформления ДТП на основании документов, экспертиз и опросов свидетелей сотрудники ДПС отдела по разбору ДТП определяют виновного в аварии.
Водителям-участникам ДТП выдаются справки для предоставления на СТОА и в страховые компании, если автомобили застрахованы.
Далее пострадавший водитель должен обратиться в автоэкспертное бюро, где определят стоимость ремонта и выдадут следующие документы: акт осмотра, калькуляцию ремонтно-восстановительных работ, оценку потери товарного вида.
После этого можно связаться с виновной стороной и при ее отказе добровольно возместить ущерб, обратиться в суд с исковым заявлением. Иск можно предъявить как физическим, так и юридическим лицам в зависимости от того, кому принадлежит автомобиль.
Совет тринадцатый
Как показывает практика, любой водитель, независимо от водительского стажа, может оказаться как виновником аварии, так и пострадавшим от нее. Это может произойти по самым разным, иногда не зависящим от опытности водителя причинам. При этом свести к минимуму материальные и моральные потери может только одно — страхование «Гражданской ответственности» владельца автомобиля.
Уплатив страховой взнос, вы перекладываете ваши возможные материальные проблемы на страховую компанию, если даже вы виновны в аварии. Если же вы невиновны, то в кратчайшие сроки получите возмещение от страховой компании, а с вашим «партнером» по аварии будет разбираться страховая компания.