В обычных дорожных условиях долго двигаться на первой передаче не следует, так как это вызывает неоправданный перерасход топлива. Поэтому после начала движения необходимо увеличивать скорость движения, постепенным переключением передач с низшей на высшую.
При разгоне не следует затягивать движение на низших передачах. Скорость автомобиля на каждой передаче должна плавно увеличиваться до значения несколько меньше максимально возможного на этой передаче. В дальнейшем, если позволяют условия и безопасность движения, автомобиль следует вести на высшей передаче.
Однако в некоторых случаях рекомендуется использовать только первую передачу для движения в тяжелых дорожных условиях: по неровным дорогам, бездорожью, при движении на крутой подъем и т. п.
При движении автомобиля различным дорожным условиям должен соответствовать определенный крутящий момент на ведущих колесах. Это обеспечивает коробка передач. Для каждой передачи есть свой диапазон скоростей движения, который имеет нижний и верхний пределы.
Во время разгона водитель может ориентироваться на шкалу спидометра, где имеются секторы, указывающие предельные скорости разгона автомобиля для каждой передачи.
Передача
—1 ——— 2 ——— 3——— 4—Диапазон скоростей км/ч
0-40 … 20-60 … 40-80 .. 60-мах.Рекомендуемая скорость км/ч
0-20 … 20-40 … 40-60 .. 60-100
Водитель выбирает скорость в зависимости от условий движения, поэтому необходимо отработать переключение передач как в восходящем, так и в нисходящем порядке.
Ускорение автомобиля
При переключении передач или включении оборудования и других случаях автомобилем управляют одной рукой, поэтому на начальном этапе обучения следует строго контролировать траекторию движения.
Упражнение «Разгон автомобиля с переключением передач 1-2-3-4»
- Начало движения автомобиля с места.
- Разгон автомобиля до 30 км/ч (добавить газ).
- Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
- Переключить с 1-й на 2-ю передачу.
- Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
- Разгон автомобиля до 50 км/ч (добавить газ).
- Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
- Переключить со 2-й на 3-ю передачу.
- Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
- Разгон автомобиля до 70 км/ч (добавить газ).
- Одновременно нажать сцепление и отпустить газ.
- Переключить со 3-й на 4-ю передачу.
- Регулировать скорость движения газом (80 км/ч).
Рекомендации:
- отработать разгон автомобиля при переключении передач на короткой дистанции (25-30 м)
- использовать первую передачу только для трогания автомобиля с места
- при переключении передач действовать педалями сцепления и газа, как при трогании с места
- плавно переключать передачи
Типичные ошибки:
- недостаточный разгон автомобиля
- не прибавляется малый газ после переключения передач
Замедление автомобиля
Автомобиль предназначен для быстрого движения. Но чтобы быстро ездить надо иметь возможность быстро замедлять ход автомобиля и останавливать его, когда перед ним возникает какое-либо препятствие или когда автомобиль достигает пункта назначения.
Упражнение «Замедление автомобиля с переключением передач 4-3-2»
- Движение на скорости 80 км/ч.
- Отпустить газ и притормозить до скорости 60 км/ч.
- Нажать сцепление и отпустить тормоз.
- Переключить с 4-й на 3-ю передачу.
- Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
- Отпустить газ и притормозить до скорости 40 км/ч.
- Нажать сцепление и отпустить тормоз.
- Переключить с 3-й на 2-ю передачу.
- Добавить малый газ и плавно отпустить сцепление.
- Движение со скоростью 20 км/ч.
Рекомендации:
- при переключении передач действия педалями сцепления и газа, как при трогании с места
- плавно переключать передачи.
Типичные ошибки:
- недостаточное снижение скорости перед переключением.
Опасные и экстремальные ситуации
Причин возникновения опасных ситуаций всего две.
- Вы ошиблись и создали аварийную ситуацию. Это ошибки в технике или тактике управления автомобилем
- Кто-то другой ошибся и создал проблему на дороге, которую необходимо решить вам
Конечно, лучше научиться «прогнозировать опасные ситуации» и предпринимать необходимые действия.
Ошибки, ошибки, ошибки — это отсутствие необходимых знаний или навыка.
Часто встречаемые ошибки
На наши тренировки приходят, как правило, люди закончившие автошколу, уровень подготовки в школах не очень высок, поэтому ошибки в технике и тактике управления одни и те же.
Техника вращения руля — полное отсутствие какой-либо техники и, как правило, все вращают руль «как получится», а при этом о безопасности не может идти речь, потому что без техники вращения руля вы не сможете полностью контролировать траекторию автомобиля при различных маневрах.
Техника работы педалями — пример, если вы пересели с учебной машины на свою и у вас не получается плавно трогаться, переключать передачи, эффективно тормозить, это значит, что вас не научили правильной технике управления педалями и вам приходится все делать как получится.
А «чувство автомобиля» находится на не высоком уровне из-за отсутствия техники управления автомобилем в ограниченном пространстве (стоянки, дворы, узкие улицы).