Неформальное общение водителей — это эффективное и экономное средство донесения информации, понять которое предельно просто. Общение между водителями может осуществляться с помощью световых и звуковых сигналов, а так же жестами.
Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространённые сигналы.
Световые сигналы
Включение поворота: сигналы общения водителей
- Необходимо включать при совершении любого манёвра, даже если водителю кажется, что позади никого нет.Так, например, водитель может не заметить автомобиль, находящийся в мёртвой зоне, и таким образом спровоцировать столкновение. Кроме того, пешеходы так же ориентируются по поворотам.
- Включение поворота крупногабаритным транспортным средством при движении по загородному шоссе:
— правый – можно обгонять, препятствий для обгона нет
— левый – впереди препятствие, обгонять нельзя - Включение левого поворота сзади идущего транспортного средства при движении
в крайнем левом ряду – вас просят пропустить и перестроиться в правый ряд.
Включение аварийной сигнализации — привлечь к себе внимание
- Используют при поломке автомобиля
- «Извини» – если вы случайно кого-то подрезали, резко затормозили, или произошла не стандартная ситуация
- «Спасибо» – если вас пропустили
- При выезде задним ходом, чтобы привлечь к себе дополнительно внимание
- Если вас слепят сзади
Включение ближнего и дальнего света фар
- Если сзади идущий автомобиль при движении в левом ряду моргает светом фар – значит, он просит вас пропустить его и перестроиться в правый ряд
- Если встречный автомобиль переключается с ближнего на дальний свет – впереди препятствие, опасность, пост гаи.
- Моргают светом фар – если автомобиль просит чтобы его пропустили при повороте на лево или выезде со второстепенной дороги
- При движении в тёмное время суток встречный автомобиль моргает ближний- дальний – вас просят перейти с дальнего на ближний свет фар
- При выезде с места ограниченной видимости в тёмное время суток – необходимо моргнуть светом и предупредить о своём появлении других участников дорожного движения
- Кратковременное нажатие (дотрагивание) педали тормоза – «испугать», предупредить заднего об увеличении дистанции.
Звуковые сигналы
Подаются чтобы предотвратить аварийную ситуацию и привлечь к себе внимание (пешеходов, водителей автомобилей, если вы находитесь в их мёртвой зоне, и прочее)
Сигналы жестами
- Кисть руки описывает круг и сказывает вниз – у автомобиля спущена шина;
- Указание рукой на дверь автомобиля – она не закрыта, или что-то зажато в дверном проеме, например – ремень безопасности или часть одежды;
- Указание рукой на капот – не закрыт капот;
- Указание рукой на обочину – какая-то неисправность, необходимо срочно остановиться;
- Выставлена кисть руки водителя через открытое стекло водительской двери – вас просят пропустить при выезде со второстепенной дороги.
Давайте учить язык дорожного общения, чтобы правильно понимать друг друга. Такие сигналы помогают создать доброжелательную обстановку на дороге и повысить безопасность дорожного движения.
Давайте повторим и подумаем, какие еще есть сигналы и жесты для общения водителей.
- Смена дальнего света на ближний или наоборот применяется при обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах и при движении через неохраняемые железнодорожные переезды.
- Во избежание ослепления светом фар переключай свой дальний свет на ближний, приглашая к тому же водителя встречной машины. Если ослепили, включи аварийную сигнализацию и остановись.
- Мигание: одно короткое дальним светом — «обрати внимание» или «понял»; два коротких — «снижай скорость, впереди опасность или автоинспектор», несколько коротких — «пропускаю».
- Если обгоняющая машина не сможет завершить обгон из-за препятствия, водитель обгоняемого автомобиля должен либо рукой, либо световым указателем поворота предупредить коллегу о возможной опасности, а иногда и загородить дорогу.
- При разъездах на пересечениях равнозначных дорог водители иногда показывают жестами, кто должен проехать первым.
- Рекомендовать остановиться из-за замеченной неисправности — мигание фарами и звуковой сигнал, а также указание рукой на обочину.
- Если у идущего навстречу автомобиля не выключены подфарники после туннеля, то показывают на свои глаза или мигают фарами.
- Если у идущего впереди автомобиля неплотно закрыта дверь, необходимо обратить внимание водителя на себя, двигаясь рядом и указать на дверь рукой.
- О спущенной шине сообщают, описывая кистью круг и указывая вниз.
- Многократные короткие сигналы — выражение неудовольствия из-за нарушения другим правил движения.
- Полный свет во всех фарах и непрерывный звуковой сигнал — просьба пропустить.
- Водитель, стоящий у открытого капота и голосующий, нуждается в технической помощи. Если он с ведром или канистрой — ему нужен бензин. Остановись, если есть несколько свободных минут, и помоги. Ты можешь завтра оказаться в похожей ситуации.
- Проситься на буксир понятнее всего, показывая трос.
- Если у стоящего автомобиля открыта водительская дверь — водитель просит о помощи, он чувствует себя плохо или ощутил приближение приступа боли, при котором может понадобиться помощь.
- Остановившись на вынужденную стоянку на дороге ночью, ставь сзади на расстоянии 25-30 м знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Если этого нет — аварийные мигалки или, в крайнем случае, только габаритные огни.
- Звуковой сигнал воспринимается почти мгновенно, в 5-7 раз быстрее, чем световой. Звуковые сигналы в городах и в ряде других мест запрещены, однако иногда сигнал может оказаться единственным средством сообщения с другими людьми.
- Используй сигнал лишь для предупреждений.
- Старайся устанавливать «зрительный контакт» с другими водителями чтобы предупредить о чем-либо, для этого можно посигналить.
- На узких горных дорогах, держись правее и используй сигнал при видимости менее 60 м вперед.
- Если другой автомобиль едет медленно, не подгоняй его гудком. Водитель может быть сердитым, больным или иметь проблемы с автомобилем.
- Звуковой сигнал предупреждает об опасной ситуации.
- Не подавай звуковой сигнал, чтобы показать другому водителю, что он сделал ошибку.
Выводы! Существует масса сигналов неформального общения водителей, однако самое главное то, что они должны быть простыми и понятными для окружающих!