Особенности управления автомобилем в потоке

Особенности управления автомобилем в потоке Статьи

На дороге, свободной от транспортных средств, водитель устанавливает скорость движения в зависимости от характеристик дороги (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных Правилами ограничений.

В транспортном потоке часто одно транспортное средство движется за другим, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. Здесь водитель лишен возможности выбирать скорость движения. Как у большинства других транспортных средств, она устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока. Попытка обогнать или опередить транспортные средства может создавать им помехи.

Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители, особенно легковых автомобилей и мотоциклисты, проявляют излишний риск, пытаясь опередить поток автомобилей, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций.

Для плотных транспортных потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Виновниками происшествий бывают, как правило, следующие за лидером водители. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции или их невнимательности.

Опасные ситуации и ДТП возникают и из-за неумелой тактики водителя-лидера.
Водитель-лидер должен быть предупредительным в отношении следующих за ним водителей и заблаговременно предупреждать их о каждом своем намерении. В любом случае нужно стараться вести транспортное средство с равномерной скоростью, избегая рывков и резкого торможения.

Если лидер увеличивает скорость, необходимо, прежде чем последовать его примеру, оценить состояние дороги и ситуацию.

Двигаться за лидером намного труднее, чем им быть, так как задний водитель вынужден двигаться в режиме лидера и непрерывно наблюдать за его поведением.

Основной мерой безопасности при движении за лидером является выбор дистанции. Если обзор дороги впереди закрыт, факт плохой видимости дороги должен насторожить водителя, заставить увеличить дистанцию и сосредоточить свое внимание на фонарях стоп-сигнала лидера.

Выбор дистанции в транспортном потоке является сложной задачей. Часто это сопряжено с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритными параметрами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля, а также от типа и состояния дорожного покрытия.

С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают в зависимости от скорости движения: она должна быть численно примерно равна (в метрах) половине остановочного пути .

При движении со скоростью 50 км/ч дистанция должна быть 5х5 = 25 (ост. путь), 25/2=12,5 м,

При скорости 70 км/ч — 7х7=49 м (ост путь +1 м= 50) 50/2 = 25 м и т. д.

Если движущийся впереди автомобиль закрывает дорогу, причем его рабочая тормозная система имеет гидравлический привод, а на управляемом транспортном средстве тормозной привод пневматический, дистанция должна быть увеличена.

На мокрой грязной дороге дистанция также должна быть увеличена, иначе брызги грязной воды или жидкой грязи могут попасть на лобовое стекло и ухудшить видимость.

Желательно увеличивать дистанцию при больших габаритных размерах лидера в темное время суток, при утомлении водителя, а также в местах, где повышается вероятность торможения лидера (перед перекрестками, пешеходными переходами, остановками транспортных средств общего пользования).

В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопасности. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению. Для этого с целью сокращения остановочного пути он может заблаговременно перенести ногу на тормозную педаль с выбором свободного хода. Обнаружить места повышенной опасности при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки — по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков и т.п.

О намерениях водителя можно судить по таким признакам:

  • снижение скорости и перемещение вправо или влево с включенными указателями поворота свидетельствуют об остановке, повороте или развороте;
  • увеличение скорости при включенных указателях поворота и смещение автомобиля – об опережении или обгоне;
  • перемещение влево при включенном указателе поворота без увеличения скорости – об объезде;
  • перемещение вправо без снижения скорости — о встречном разъезде;
  • снижение скорости и перемещение к правому краю проезжей части или даже на обочину при включенном левом указателе поворота — о развороте.

На многополосных дорогах в плотных транспортных потоках перестроение сопряжено с определенными трудностями, особенно для больших грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов.

Легче перестроиться на полосу, по которой автомобили движутся медленнее. В этом случае достаточно, чтобы расстояние от заднего конца автомобиля до передней части опережаемого транспортного средства было в 2 раза больше длины автомобиля.

Для перестроения на полосу, по которой транспортные средства движутся быстрее, указанное расстояние должно быть в 3-4 раза больше длины автомобиля. Перестроение должно выполняться очень четко в строгом соответствии с требованиями Правил.

При следовании за транспортным средством, в кузове которого расположен плохо закрепленный груз, водитель ведет наблюдение и за положением груза. Груз может выпасть на дорогу и создать помеху движению. Обнаружив признаки плохого закрепления груза, водитель звуковым сигналом или переключением фар предупреждает об этом водителя идущего впереди автомобиля.

При внезапной остановке лидера водитель также останавливает автомобиль. Объезжать остановившиеся автомобили можно лишь после выяснения обстановки, не создавая помехи другим транспортным средствам.

Общие принципы движения по городским улицам

Первым таким принципом можно назвать принцип «торопись не спеша». Суть его в том, что сначала для себя нужно решить, по какому маршруту ехать, а потом вести автомобиль спокойно, с минимальным числом перестроений и резких торможений и ускорений. Ваши действия должны быть понятны другим участникам движения.

Второй принцип — «свобода маневра», другими словами, старайтесь, чтобы у вас была возможность выйти без неприятных последствий из возникшей опасной дорожной обстановки. Если вы видите, что назревает конфликтная ситуация, заранее определите, куда можно будет перестроиться или когда затормозить, не рискуя получить удар сзади.

Третий принцип — «будь начеку!» Необходимо быть готовым к возможному повороту, ускорению, торможению, когда эти действия могут потребоваться. Не всегда нужно предпринимать конкретные меры, достаточно просто повысить внимание, как бы подготовиться внутренне, что также сократит время вашей реакции.

Четвертый принцип — «ты на дороге не один». Несоблюдение рядности или движение с низкой скоростью по сравнению со всем потоком вызывает стремление опередить вас, опасно маневрировать рядом с вашим транспортным средством.

И еще один важный принцип — «смотри в оба». Нужно следить за складывающейся дорожной обстановкой не только впереди, но и сзади и по сторонам. Для этого необходимо позаботиться о чистоте ваших стекол и правильной установке зеркал заднего вида.

Рекомендовать другу
Сергей Савченко

Частный автоинструктор, инструктор по вождению автомобиля, создатель уникальной системы интенсивной подготовки и обучения водителей

Оцените автора
Автоинструктор
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.